Четвертый этап «Транс-арктической кайт экспедиции».
Тикси – Русское устье.
2018 год.
Рассказ очевидца.
Часть 2 (3)
Итак.
Три года мы шли из Архангельской области до Тикси. Кайты - в небе, лыжи - на ногах, санки со всей амуницией и запасами - сзади. Была пурга и четверо суток безвылазного сидения в палатке, были такие морозы, что водка превращалась в желе, были каньоны, в которых можно было спрятать микрорайон многоэтажек, были железобетонные заструги по колено, были искрящиеся в солнечных лучах фонтаны снега из-под лыж, было космическое по своим масштабам гало на все небо… Много чего было, и, казалось, мы все уже видели, все попробовали и неожиданностей не предвидится.
Как всегда, жизнь оказалась богаче наших представлений о ней.
Стоит сказать, что первоначально в планах было пройти отрезок Тикси – Русское устье – Певек за один сезон. 1700 километров не выглядели непреодолимыми. В 2017 году мы прошли примерно столько же от Норильска до Тикси – более полутора тысяч километров по генеральному курсу и около двух тысяч двухсот по факту (по треку). Задача не выглядела невыполнимой. Однако…
Однако все вышло по-другому.
Прилетев в конце марта 2018 года в гостеприимный город Тикси и получив поддержку прекрасного семейства Гуковых, а также недремлющих пограничников, которые помнили нас еще с 2017-го, мы начали готовиться к выходу на маршрут. С запада Тикси окружают сомнительной белизны высокие сопки, с востока – сверкающие снега губы моря Лаптевых Буор-Хая. Бескрайняя равнина. Взгляд растворяется в бесконечности.
Нам туда - на лед. Впереди сотня километров до противоположного берега. На дворе – мороз и штиль. Затяжной штиль казался невероятным событием – день, ну два… Нет, четыре дня без ветра! Все местное население в один голос утверждало, что ветер тут – самое типичное дело. Еще получите! И… тишина!
На второй день вынужденного бездействия я слег с температурой 39. Отлеживался в теплой комнате и старался перебороть заразу, которую, судя по всему, подцепил где-то на перелете. Возможно, меня берегло провидение (нечто божественное) или мироздание (законы природы), выдавая день за днем полное безветрие. На четвертый день мне полегчало, температура спала, выход на маршрут перестал казаться пугающим. И – о, чудо! - на пятый потянуло. Не сильно, но вполне ощутимо. Мы подхватились и двинулись на лед. Пока шли через город, познакомились с местным учителем физкультуры. Он ехал на снегоходе и подхватил нас, отбуксировав к месту старта.
Активный мужик - водит детей в очень некороткие походы, поддерживает в природном тонусе.
Выслушав его советы, помахав на прощанье Тикси, мы, не спеша, - ветер был по-прежнему слаб - начали перемещаться вглубь губы Буор-Хая. Маршрут был начат.
И тут, видимо, изрядно потратившись на мое выздоровление, мироздание взяло отгулы и упустило нас из виду. Нити судеб пошли зигзагом.
Во второй половине дня ветер усилился. Мы сменили большие кайты на средние, но скоро и их стало многовато.
Как вы думаете, какое мое любимое развлечение в сильный ветер? Вряд ли догадаетесь. Я люблю просто стоять, держать кайт в зените и прижиматься шлемом к вибрирующим, как струны, стропам. Для двадцатипятиметровых струн шлем - резонатор. Потрясающее звучание! Как будто все демоны ада собрались и поют тебе колыбельную.
Надо вам сказать, что езда по замерзшему льду комфортна только если на нем есть снег и нет торосов. Снег у нас был, но были и торосы, и заструги. Время от времени мы пересекали поля хаотично разбросанных и поставленных «на попА» льдин. Они сверкали на солнце сказочными драгоценными россыпями из пещеры Али-Бабы, однако при приближении напоминали скорее противотанковые ежи. Иногда путь преграждали брустверы из нагромождений льда, тянувшиеся от горизонта до горизонта. Результат столкновений ледовых полей, скажет вам любой знающий человек. Но если присмотреться, вы увидите, что на самом деле это следы громадных подлёдных червей, неведомо как проникших к нам из «Дюны» Фрэнка Герберта. Кажется, вот-вот задрожит лед, раздастся оглушительный треск и перед вами начнет подниматься… Нет-нет, сами мы его не видели…
И вот, паркуя кайт в этой не очень здоровой обстановке, Кирилл цепляется лыжей за заструг и падает. Ветер сильный, кайт уходит в режим «вертолета», закручивая стропы и затрудняя управление. Упавший Кирилл «борется за живучесть» и пересчитывает своим телом заструги. Кайт укрощен! Победа! Но позже, в палатке, приходит осознание того, что боль никак не проходит - болят ребра. То ли ушиб, то ли трещина… Бинтуем торс. Становится легче. «Утро вечера мудренее»,- решаем мы и ничего не решаем.
Утро и бинт принесли некоторое облегчение. Кирилл был признан условно здоровым и отпущен под собственное поручительство. Мы снова встали на лыжи, повернувшись спиной к Тикси и, пробираясь сквозь ледовые заграждения, двинулись дальше: Кирилл - стараясь не особо сгибаться и не делать резких движений, я – обильно потея от слабости после миновавшей болезни. «Ничего себе начало…» - подумал я, - «но теперь-то должно стать полегче!».
«Легче» не заставило себя ждать и со всей неотвратимостью наступило уже через день. Кирилл выдал 39 - 40, и мы встали посередине Буор-Хая: 80 километров ледяных полей до Тикси и 40 километров льда до восточного берега – устья реки Омолой. Там, по всем понятиям, должны были быть балкИ (балОк – охотничий домик) и зИмник (дорога, используемая только в зимнее время года). Но близок локоток…
Сутки мы стояли, ждали. Кирилл температурил. Некоторое время мы подозревали, что это реакция на ушиб или перелом, но вскоре стало понятно: Кирилла заразил я и впереди нас ожидает много «интересного».
Очередное утро подарило надежду – температура спала. Пришедший в себя Кирилл и я, обливающийся потом после своей болезни, двинулись вперед. Бросок – и мы на континенте. Река Омолой со всеми вытекающими...
Какими такими вытекающими, можете спросить вы? А с такими: есть шанс найти теплый ночлег в избушке (если ее найдешь, на льду-то их нет от слова совсем); на зимнике получить помощь от случайно проходящей машины (раз в несколько дней, но все-таки).
Кстати о машинах. Представьте, что вы в течение недели или двух видите вокруг себя только снег. Ах да, еще лед. Иногда замечаете белых куропаток или песца. И тишина. Вернее шелест поземки, потрескивание наста, скрип лыж, хлопанье палатки на ветру, да два голоса - свой и напарника. И вдруг, в этот ставший привычным мир, вползает новая басовитая нота... Исподволь, становясь все громче и громче, диссонируя со всем, что тебя окружает. И вот вдали появляется черная точка. Она то возникает, становясь с каждым разом все больше, то исчезает за очередной сопкой, инородным телом перемещаясь от горизонта к горизонту. Это может длиться час, два… В тундре быстрота не в моде. Там вообще время течет не так, как в городе. «Скоро» – это неделя. «Завтра» – в ближайшие несколько дней. «Немедленно» – сегодня-завтра. Это надо понимать… и всегда учитывать.
Дальше мы двигались приставными шагами. День едем, два стоим. После ходового дня или пары дней Кирилл снова выдавал температуру 39. Находился балОк и мы отлеживались. Так продолжалось двенадцать дней. За хорошо спрогнозированное и прекрасно организованное чудо можно засчитать два балкА: один – потрясающего комфорта, второй – условного, в них нам удалось провести 5 дней и восстановиться окончательно.
На тринадцатый Кирилл выздоровел: температура спала, ребра перестали постоянно напоминать о себе. Мы с облегчением вздохнули и «…теперь считать мы стали раны, товарищей считать».
С товарищами все обстояло неплохо, а вот с ранами…
За прошедшие со старта 13 дней мы прошли всего 310 километров. Простояли ровно половину потраченного времени! В среднем вышло по 24 километра в день, прогноз - 720 километров за месяц. А если учесть ожидание в Тикси, то и того меньше. Катастрофически мало! Даже до Русского устья не дойти, не то что до Певека!
Прикинув хвост к носу решили продолжить. Ну ведь здоровы же! До Певека не дойдем, так хоть до аэродрома в Русском устье дотянем. Хоть на брюхо, но сядем… Дотянем до посадочных огней и оставим 900 километров на следующий год. Логично? Логично! Вперед!
Продолжение следует…
Часть 1(3) - https://vk.com/smurov?w=wall639172_425%2Fall
Часть 3(3) - https://vk.com/smurov?w=wall639172_430%2Fall
Огромное спасибо Танюшке Смуровой и двум Катюшкам: Мариной и Соколовой за неоценимую помощь в написании этого рассказа. Без них я бы не справился.
А также всем, так или иначе, помогавшим нам людям. Мы постарались поблагодарить их на нашем сайте: http://trans-arctic.ru/pri-podderzhke
https://vk.com/photo639172_456239188
https://vk.com/photo639172_456239190
https://vk.com/photo639172_456239218
https://vk.com/photo639172_456239219
https://vk.com/photo639172_456239220
https://vk.com/photo639172_456239227
Альбом: https://vk.com/album639172_253265651